Внимание! Данная версия находится в разработке.

Минтруд России предлагает поэтапное доведение минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума

18 сентября

Соответствующий законопроект одобрен сегодня на заседании Российской трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям.

Как отметила заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Любовь Ельцова, предлагается установить с 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в размере 9 тысяч 489 рублей (85% от прожиточного минимума за II квартал 2017 года) и с января 2019 года довести МРОТ до 100% прожиточного минимума. За три года планируется суммарное повышение МРОТ на 53%. При этом при снижении прожиточного минимума МРОТ не будет пересчитываться в меньшую сторону.

По оценке Минтруда России, законопроект затрагивает 4 миллиона человек, в том числе 1,6 миллиона человек в бюджетной сфере.

«Суммарные расходы в бюджетной сфере на повышение МРОТ составят к предыдущему году в 2018 году 26,2 миллиарда рублей, в том числе из федерального бюджета – 7,2 миллиарда рублей, в 2019 году – 43,9 миллиарда, в том числе из федерального бюджета – 12 миллиардов рублей», – сообщила Любовь Ельцова.

«Дополнительная потребность в реальном секторе экономики, по оценке Минтруда России, составит в 2018 году 17,1 миллиарда рублей, и в 2019 году – 28,8 миллиардов рублей», – добавила она.

Замминистра подчеркнула, что треть бюджетных расходов возвратится в бюджетную систему в виде уплаты страховых взносов и подоходного налога с физических лиц.

Минтруд России подготовил предложения по снижению дифференциации в оплате труда руководителей и работников ряда ФГУ и ФГУП

18 сентября

Соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» разработан с целью реализации Федерального закона от 3 июля 2016 года № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Сегодня документ был одобрен Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

По действующему законодательству для федеральных государственных учреждений и предприятий (ФГУ и ФГУП) соотношение среднемесячной заработной платы руководителя и среднемесячной заработной платы работников соответствующего учреждения, предприятия предусмотрено в кратности от 1 до 8. Без учета предельного соотношения могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров только учреждений и предприятий, включенных в перечни, утвержденные распоряжениями Правительства России от 30 декабря 2012 года № 2627-р и от 12 декабря 2015 года № 2555-р. В  них включаются организации, выпускающие продукцию или оказывающие услуги, имеющие особую значимость, масштабность, уникальность, а также стратегическое значение.

В указанные перечни включены 51 (0,3 %) из 16,5 тыс. ФГУ и 83 (7,3 %) из 1,2 тыс. ФГУП.

Проектом постановления предусматривается, что предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников учреждений, предприятий, включенных в перечни № 2627-р и № 2555-р, должен быть в обязательном порядке установлен нормативным актом соответствующего учредителя этих учреждений, предприятий.

При этом при включении в данные акты предельных уровней соотношений среднемесячной заработной платы в кратности 1 к 15 и выше они подлежат согласованию с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, координирующим в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти, а также государственных корпораций, федерального учреждения – главного распорядителя средств федерального бюджета.

Таким образом, проект постановления обеспечит исключение необоснованной дифференциации и повышение прозрачности в оплате труда руководителей и работников учреждений и предприятий, включенных в соответствующие перечни № 2627-р и № 2555-р.

Согласно проекту постановления данные изменения должны вступить в силу с 1 января 2018 года.

Министр Максим Топилин: С 1 января 2018 года МРОТ увеличится на 21,7 %

11 сентября

«Минтруд России подготовил законопроект о поэтапном повышении МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения, – рассказал Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин. –  В соответствии с поручением Президента законопроект предусматривает повышение МРОТ в два этапа: с 1 января 2018 года до 85 % прожиточного минимума трудоспособного населения и с 1 января 2019 года – до 100 %».

«С 1 января 2018 года МРОТ увеличится на 21,7 %  и составит 9 489 рублей*. Абсолютный размер МРОТ с 1 января 2019 года будет установлен федеральным законом в 2018 году исходя из динамики прожиточного минимума», – сообщил он.

По словам главы Минтруда России, «законопроект будет внесен в Госдуму одновременно с проектом бюджета страны на 2018-2020 годы».

Добавим, что МРОТ будет устанавливаться на уровне 100 % ПМ трудоспособного населения ежегодно федеральным законом. 

* В расчет берется величина прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 года – 11 163 рубля.

Министр Максим Топилин: Необходимо решить вопрос доведения МРОТ до прожиточного минимума в этот бюджетный цикл

11 сентября

Стенограмма выступления Министра труда и социальной защиты России Максима Топилина на совещании Президента России Владимира Путина с членами Правительства России 

М.Топилин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

В соответствии с Трудовым кодексом предусмотрена норма о том, что минимальный размер оплаты труда должен в перспективе быть не ниже, чем прожиточный минимум населения в трудоспособном возрасте. За последние годы мы вместе с социальными партнёрами (это всегда является предметом диалога Правительства, работодателей и профсоюзов) постепенно продвигались по решению этой задачи. Я напомню, что ещё в 2015 году соотношение прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда составляло чуть более 50 процентов. За последние два года (2016 и 2017 годы) трижды увеличивался минимальный размер оплаты труда, и за эти два года увеличение составило 31 процент.

Самое серьёзное повышение было в прошлом году с 1 июля, когда мы одномоментно повысили минимальный размер оплаты труда на 21 процент. За счёт этих системных решений сейчас МРОТ составляет 7800 рублей с 1 июля этого года, и мы вышли на соотношение чуть более 70 процентов, если быть точным, 71 процент. Мы постоянно ведём диалог с социальными партнёрами по решению этой задачи.

За счёт этих действий у нас по сравнению с 2015 годом в 2017 году количество граждан, которые получают заработную плату меньше прожиточного минимума, сократилось с 5,5 до четырёх миллионов человек. То есть здесь динамика достаточно серьёзная, хотя мы понимаем, что в перспективе, конечно, такого быть не должно, все должны получать зарплату не ниже прожиточного минимума.

Владимир Владимирович, мы ведём работу с социальными партнёрами, с Государственной Думой. В этом году была создана рабочая группа в Государственной Думе во главе с [Первым] заместителем Председателя Александром Дмитриевичем Жуковым, постоянно велись переговоры, считались различные варианты, различные модели по срокам, по темпам приближения.

Сейчас этот вопрос становится крайне актуальным, потому что мы вступили в стадию переговоров с работодателями и профсоюзами. В этом году завершается действующее Генеральное соглашение [между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации], к следующему году мы должны договориться о новом Генеральном соглашении и затвердить все параметры, в том числе, безусловно, нам нужно определиться с параметрами, сроками повышения МРОТ и доведения его до прожиточного минимума. Мы полагали бы с учётом того, что сейчас формируется федеральный бюджет, в рамках этого бюджетного цикла этот вопрос окончательно решить.

В.Путин: Смотрите, у нас в 2016 году МРОТ повышался дважды: с 1 января и с 1 июля. В текущем году также был увеличен на четыре процента и с 1 июля составляет 7800 [рублей].

М.Топилин: 7800 – это 71 процент от прожиточного минимума.

В.Путин: Почти 72 процента.

Вы правильно сказали, нам нужно решить принципиальную задачу – довести минимальный размер оплаты труда до уровня не ниже прожиточного минимума, нужно уровнять это с прожиточным минимумом и преодолеть ситуацию, когда минимально возможная заработная плата не покрывает даже базовые расходы граждан.

Я понимаю всю внутреннюю дискуссию, которая идёт в Правительстве, понимаю коллег, которые защищают различные точки зрения, потому что такие шаги ведут к серьёзным дополнительным расходам государства, собственно говоря, и бизнеса. Вместе с тем полагаю очень важным и необходимым сделать это и сделать как можно быстрее – в соответствии, конечно, с возможностями бюджета.

Предлагаю как минимум с 1 января 2018 года повысить МРОТ с нынешних 71–72 процентов от прожиточного минимума трудоспособного населения до 85 процентов. И не позднее – а если Правительство посчитает возможным, и раньше, но не позднее 1 января 2019 года – приравнять МРОТ и прожиточный минимум. Прошу Правительство внести соответствующие предложения в Государственную Думу вместе с проектом федерального бюджета на ближайшую трёхлетку.

Сайт Президента России

Заявление заместителя министра Любови Ельцовой о важности повышения реальной заработной платы в целях обеспечения роста ВВП

22 августа

В современной экономике важнейшим фактором, который влияет на экономический рост, является платежеспособный спрос на производимую продукцию.

Поэтому для повышения ВВП как раз крайне важно обеспечить рост реальной заработной платы. Особенно учитывая, что совсем недавно мы наблюдали ее существенное снижение. Так, реальная заработная плата в 2016 году составила лишь 91,7% к уровню 2014 года.

Кроме того, следует отметить сектора, в которых зарплаты сегодня растут гораздо более высокими темпами, что не соответствует темпам роста экономики, и надо обратить внимание на имеющиеся структурные «перекосы» заработной платы.

Так, при потребности страны во врачах, учителях, специалистах рабочих профессий заработная плата в данных секторах растет гораздо меньшими темпами, чем в финансовой сфере. В 2016 году в финансовом секторе среднемесячная заработная плата превысила среднероссийский уровень в 2,1 раза. При этом рост зарплаты в этой сфере в 2016 году составил 12,7% к 2015 году, что также выше среднего по Российской Федерации (7,8%). Для сравнения, в образовании соотношение среднемесячной заработной платы со среднероссийской составило всего 76% (рост к 2015 году – 4,5%), а в здравоохранении и сфере предоставления социальных услуг – 81% (рост к 2015 году – 6,5%).

Такая же тенденция в других нефинансовых отраслях, испытывающих нехватку именно квалифицированных кадров: уровень заработной платы довольно низок по сравнению со среднероссийским уровнем. Так, в текстильном и швейном производстве заработная плата составляет лишь 49% от средней по обрабатывающим производствам. В организациях, производящих пищевые продукты, заработная плата по итогам 2016 года составляла 77% к общероссийскому уровню среднемесячной заработной платы, а в организациях сельского хозяйства, где наблюдается дефицит специалистов высшего уровня квалификации в области ветеринарии – лишь 58%.

Для этого необходимо создать условия для обеспечения уровня зарплаты в указанных секторах, стимулирующего приток специалистов. Такие условия труда могут обеспечивать организации, которые конкурентоспособны. Для этого у предприятий должна быть возможность внедрять инновационные технологии, проводить модернизацию оборудования, позволяющие увеличить объем выпускаемой продукции и тем самым повышать производительность труда. И для этого, как правило, требуются  инвестиции и (или) доступные заемные средства. Таким образом, по нашему мнению, росту ВВП прежде всего будет способствовать эффективная денежно-кредитная политика, направленная в том числе на минимизацию процентов по банковским кредитам для хозяйствующих субъектов.

Министр Максим Топилин: В 2016-2017 годах МРОТ повысится на 25,7%

29 июня

С 1 июля 2017 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) вырастет до 7800 рублей в месяц. Это предусмотрено Федеральным законом от 19.12.2016 года № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»», подготовленном Минтрудом России  в рамках работы по поэтапному доведению минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

«Повышение МРОТ с 1 июля 2017 года производится на прогнозный уровень инфляции – 4% – с 7500 до 7800 рублей в месяц, – заявил Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин. – Соотношение МРОТ к прожиточному минимуму составит 73%».

Он напомнил, что предыдущее повышение минимального размера оплаты труда было произведено год назад – 1 июля 2016 года.

«В общей сложности в 2016-2017 годах МРОТ повысится на 25,7%», – сообщил глава Минтруда России.

В настоящее время заработную плату на уровне МРОТ получают порядка 900 тыс. работников, из них 70 % – работники, занятые в государственных и муниципальных учреждениях.

По оценкам министерства, повышение МРОТ позволит повысить выплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, увеличить платежеспособный спрос на товары отечественного производства, а также будет способствовать снижению объемов выплаты «серой» заработной платы. 

Министр Максим Топилин: Повысить МРОТ до уровня прожиточного минимума предлагается к 1 января 2019 года

26 мая

Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин заявил, что минимальный размер оплаты труда предлагается повышать до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения в два этапа: с 1 января 2018 года до 90% прожиточного минимума трудоспособного населения, с 1 января 2019 года – до 100%. Соответствующий законопроект внесен министерством в Правительство России.

«Естественно, поэтапно, деньги из федерального бюджета потребуются в зависимости от того, какой будет темп. Сейчас мы это обсуждаем с коллегами из других министерств», – рассказал Максим Топилин журналистам по итогам заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

По его словам, в связи с повышением с 1 июля 2017 года минимального размера оплаты труда до 7800 рублей соотношение МРОТ к прожиточному минимуму составит 73%.

«Если идти темпом 90% с 1 января 2018 года и 100% с 1 января 2019 года, то из федерального бюджета потребуется выделение 25 млрд рублей в 2018 году. Но темпы еще обсуждаются», – рассказал глава Минтруда, пояснив, что эти средства необходимы для повышения МРОТ работникам федеральных государственных учреждений.

По оценке Минтруда России, в случае принятия законопроекта, в 2018 году дополнительные расходы на повышение МРОТ для работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений составят 55,7 млрд рублей.

Расходы работодателей в реальном секторе экономики прогнозируются на уровне 43,9 млрд рублей в 2018 году.

В настоящее время заработную плату на уровне МРОТ получают порядка 900 тыс. работников, из них 70 % – работники, занятые в государственных и муниципальных учреждениях.

Напомним, в прошлом году были приняты решения о повышении МРОТ до 7500 рублей с 1 июля 2016 года и до 7800 рублей с 1 июля 2017 года. В общей сложности в 2016-2017 годах МРОТ повысится на 25,7%.

Министр Максим Топилин: МРОТ должен приблизиться к прожиточному минимуму в ближайшие годы

14 марта

Об этом глава Минтруда России заявил на Социальном форуме «Ответственное взаимодействие бизнеса и власти в интересах социального развития» в рамках Недели российского бизнеса.

«Нам нужно все-таки перешагнуть через разногласия, которые дискутировались в последние годы. В течение весенней или осенней сессии, в рамках процедур, которые отрабатываются совместной рабочей группой во главе с вице-спикером Госдумы Александром Дмитриевичем Жуковым, наконец, перейти к единообразному пониманию, что мы хотим сделать с минимальным размером оплаты труда», – сказал Максим Топилин.

По его словам, представлены несколько позиций, и необходимо «выбрать и принять решение по одной из этих позиций».

«Если мы с вами не можем взять на себя ответственность установить минимальную заработную плату на уровне 11 тысяч рублей, мне это кажется не совсем серьезным… Когда мы говорим, что Россия не может такие обязательства исполнить, мы просто себе не верим или не доверяем. Это достаточно скромная цифра, и нужно принять по этому поводу решение», – отметил Министр.

В своем выступлении он также обратил внимание на проблему значительной дифференциации в заработных платах и доходах населения в коммерческом секторе.

«За последние 10-12 лет мы продвинулись вперед с точки зрения снижения дифференциации заработных плат, и сейчас этот показатель находится на уровне 15*», – рассказал Максим Топилин.

Он напомнил, что Правительство России в 2016 году для организаций бюджетной сферы законодательно ввело ограничение по заработной плате не только руководителей организаций, но их заместителей и главных бухгалтеров. При этом Министр добавил, что неправильно было бы на законодательном уровне вмешиваться в частные вопросы дифференциации зарплат для негосударственных компаний. «Поэтому с вашей стороны необходимо было бы услышать эту тенденцию и внутри отраслевых соглашений, коллективных договоров об этом задуматься. Мы призываем вас к разумному диалогу в этом направлении», – обратился Максим Топилин к представителям бизнеса.

Глава Минтруда России также отметил, что необходимо усиливать страховые принципы и уходить от зависимости государственных внебюджетных фондов от бюджета, и последние шаги по реформированию пенсионной системы и системы социального страхования были сделаны именно в этом направлении.

«Мы в Стратегии развития пенсионной реформы и других стратегических документах договаривались – мне кажется, это была позиция всех трех сторон – о том, что мы должны усиливать страховые принципы и уходить от зависимости государственных внебюджетных фондов от бюджета», – сказал Максим Топилин.

По его словам, дефицит Пенсионного фонда вызван в том числе решениями по снижению страховой нагрузки на работодателя. «Дефицит – от принятых нами решений, это рукотворное снижение нагрузки на бизнес, причем только отдельных отраслей, – сказал глава Минтруда России. –  Почему-то отдельные отрасли у нас находятся в льготном положении. Кто расплачивается за эту историю? За эту историю расплачиваются другие работодатели, которые работают по стандартному тарифу. В этой связи возникает трансферт, потому что пенсии нужно платить в том объеме, в котором они платятся, и индексировать их соответственно».

Он также сказал, что «пока не видел конкретных предложений по различным налоговым маневрам».

«Предложения по поводу резкого снижения страховых взносов ведут к усилению трансфертной зависимости, это означает, что половину бюджета Пенсионного фонда мы будем наполнять за счет трансферта. Мне кажется, это неверно. Мы должны и дальше сохранять страховые принципы в пенсионном и социальном страховании. Это ключевая задача», – резюмировал Министр.

Глава Минтруда России обозначил, что снижение тарифов страховых взносов не поможет «обелить» рынок труда. «Никогда мы никакой легализации не добьемся, если работники не будут видеть зависимости между тем, сколько за них платят взносов и теми правами, которые формируются в пенсионной системе и системе социального страхования, –  заявил он. – Посмотрите  статистику: в 2005 году понизили тариф – как было 13-14% нелегального фонда оплаты труда, так и осталось».

Министр Максим Топилин также назвал отрасли, в которых распространены нелегальные трудовые отношения. «Где находится нелегальная оплата труда? Стройка, сельское хозяйства, услуги, торговля – процентов 80. Почему? Потому что наличный оборот, такие условия хозяйствования», – сказал он. 

Министр затронул также тему доступности среды в негосударственном секторе. «Сейчас мы плотно занимаемся вопросами доступной среды для инвалидов и постепенно переходим от регулирования в государственном секторе к сектору, в котором ключевую роль играет бизнес», – отметил Министр.

«Я прошу вас посмотреть на лучшие практики, которые уже появляются внутри бизнес-сообщества», – сказал он. Например, такие компании как РЖД, Аэрофлот, Сбербанк, ВТБ 24 отрабатывают различные подходы, технологии и стандарты обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов.

«Крайне важно сдвигать эту работу на уровень более мелких компаний. Мы надеемся, что бизнес здесь будет проявлять активность», – подчеркнул Максим Топилин.

 

 *По данным Росстата, соотношение средней заработной платы 10% работников с наибольшей и 10% работников с наименьшей заработной платой с 2000 года снизилось более чем в два раза до 14,5 раз.

Утверждены Единые рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год

23 декабря

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) утвердила Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год.

Единые рекомендации  на  2017 год подготовлены Межведомственной рабочей группой, сформированной РТК на основе предложений сторон социального партнерства.

При подготовке документа за основу были взяты Единые рекомендации на 2016 год.

Наиболее существенные изменения касаются условий оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров, что  связано с установлением предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы руководства и работников учреждений.

Кроме того, в Единые рекомендации внесены редакционные уточнения и дополнения, подготовленные сторонами социального партнерства на основе правоприменительной практики.

Помимо общих для всех учреждений Единые рекомендации на 2017 год традиционно содержат отраслевые разделы – по здравоохранению, образованию и культуре. В них предусматриваются в том числе рекомендации по структуре заработной платы.

В сфере образования рекомендуется использовать средства, предназначенные на оплату труда (без учета районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), так, чтобы размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников в структуре заработной платы в образовательных организациях составляли не ниже 70 %.

В сфере здравоохранения рекомендуется продолжить работу по увеличению доли выплат по окладам в структуре заработной платы работников. Рекомендуется сбалансировать ее таким образом, чтобы (без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями) 55-60 % заработной платы направлялось на выплаты по окладам, 30 % – на стимулирующие выплаты преимущественно за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, повышение квалификации, 10-15 % – на выплаты компенсационного характера в зависимости от условий труда медицинских работников.

В сфере культуры рекомендуется (без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями) направлять не менее 50-55 % на выплаты по окладам, 10-15 % – на выплаты компенсационного характера, оставшуюся часть – на выплаты стимулирующего характера. 

Министр Максим Топилин: Правительство России одобрило повышение МРОТ с 1 июля 2017 года до 7800 рублей в месяц

20 октября

Законопроект «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» подготовлен Минтрудом России  в рамках работы по поэтапному доведению минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

«Законопроектом предлагается повысить минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2017 года на прогнозный уровень инфляции – 4%, – заявил Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин. – МРОТ составит  7800 рублей в месяц».

«Повышение МРОТ в 2017 году коснется 0,89 млн работников. Из них 72% – это работники, занятые в государственных и муниципальных учреждениях», – уточнил глава Минтруда России.

 «Повышение МРОТ позволит повысить выплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, увеличить платежеспособный спрос на товары отечественного производства, а также будет способствовать снижению объемов выплаты неофициальной, «серой», заработной платы», – акцентировал внимание Министр Максим Топилин.

По словам главы Минтруда России, дальнейшие сроки и размеры повышения МРОТ будут обсуждаться сторонами социального партнерства в ходе консультаций, проведение которых предусмотрено Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством России.

Напомним, последнее повышение МРОТ произведено 1 июля 2016 года. Тогда минимальный размер оплаты труда увеличился на 21% – до 7500 рублей в месяц.